legenda_uz (legenda_uz) wrote,
legenda_uz
legenda_uz

Пишет Ольга Климова

   На сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)» завершается публикация второго выпуска сборника зрительских дневников «Глазами фаната» за XIII сезон (1989-1990).
   В последнюю часть третьей главы вошли записи, посвященные фильму Г.Юнгвальд-Хилькевича «Искусство жить в Одессе», летним спектаклям «Женитьба» и «Встреча с песней». Но бОльшую часть её занимает подведение итогов своего личного опыта общения с театром, осмысление роли театра в своей жизни и собственного места в жизни театра. Если сопоставить первые и последние записи этого выпуска, можно увидеть, как разительно изменились авторы дневников и те, о ком они пишут. Насколько обожгло и переплавило их то, с чем пришлось столкнуться за этот трагический год. «Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что человек в земном виде не может перенести. Надо перемениться физически или умереть. Если более 5 секунд, то душа не выдержит и должна исчезнуть, чтобы выдержать 10 секунд, надо перемениться физически» (Достоевский, «Бесы»).
   Тринадцатый сезон для Театра-студии на Юго-Западе оказался переломным, он поделил жизнь участников и свидетелей тех событий, историю самого театра на «до» и «после». От редакторов сборника потребовалась величайшая аккуратность в обращении с собранным материалом, многие факты дополнительно перепроверялись по разным источникам, в ходе работы появлялись новые материалы, которые тоже надо было учесть… В результате публикация второго выпуска заняла долгих шесть лет. Поэтому напомню то, о чем писала вначале.
   «Сезон со счастливым номером 13», как выразился на его открытии В.Р.Белякович, напоминал картину Айвазовского «От штиля к урагану». Напряжение нарастало волнами, и каждая следующая волна оказывалась круче предыдущей. Содержанием сезона стал спор о том, что есть театр, в чем его назначение и где границы драматического искусства. Почти с самого начала в записях разных авторов рефреном проходит: «это не театр», «то, что происходит — явно не спектакль», «во мне проснулся инстинкт историка». «…Надо заниматься делом — писать. Историк я или нет? Раз уж присутствуешь при историческом событии — будь добр, оставь свидетельство». А дальше фраза, вынесенная в эпиграф к этому сборнику: «Мы свидетели, но разве нам поверят?» И все же дневники — вещь достаточно объективная в том смысле, что, делая запись «по горячим следам», невозможно провидеть глобальный сюжет, в который окажется встроено то или иное событие, и соответственно скорректировать свой рассказ. Картина, которую внимательный читатель может сложить из разрозненных записей малознакомых друг другу людей, — это не плод чьего-то художественного вымысла, а отражение реальной жизни театра в зеркале зрительного зала. Тем не менее, неожиданно даже для составителей, у этого сборника оказалась удивительно красивая композиция. Это признак сюжетности, литературной выстроенности самой жизни, что далеко не часто встречается. А фотография, завершающая XIII сезон, срифмовалась с фотографией конца предыдущего, сделанной с того же ракурса: зрители и актеры в радостном ожидании начала спектакля — и опустевший театральный подъезд, как пустая сцена в финале «Мольера». Такой же «конец эпохи» — музыка, всплеск и свет. И долгая пауза — до начала XIV сезона.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments